(рассказ о посещении Елатьмы с фотоиллюстрациями и кратким экскурсом в историю)
28. В ДАЛИ ВЕКОВ ИЩА ИСТОКИ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
Пункт назначения |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
Вниз по реке Оке |
|||
Монастырек |
60 коп. |
40 коп. |
20 коп. |
Жайск |
1 руб. 35 коп. |
90 коп |
50 коп. |
Вареж |
1 руб. 80 коп. |
1 руб. 25 |
70 коп. |
Павлово |
2 руб. 10 коп. |
1 руб. 65 |
80 коп. |
Горбатов |
2 руб. 40 коп. |
1 руб. 80 |
90 коп. |
Нижний Новгород |
3 руб. |
2 руб. |
1 руб. |
Вверх по реке Оке |
|||
Досчатое |
80 коп. |
50 коп. |
30 коп. |
Елатьма |
1 руб. 80 коп. |
1 руб. 40 |
1 руб. |
Касимов |
3 руб. |
2 руб. 50 |
1 руб. 60 коп. |
Спасск |
5 руб. |
3 руб. 40 |
2 руб.60 коп. |
Рязань |
5 руб. 60 |
4 руб. |
3 руб.10 коп. |
Плата за провоз багажа составляла в среднем от 3 до 10 коп. с пуда: до Нижнего – 3 коп. с пуда, а до Рязани 5-6 коп.
В навигации 1914 года в компании А.В.Качкова ходили следующие пароходы:
«Елена» (капитан – И.П.Ашурков, помощник –
И.Д.Попов, кассир – Н.Т.Качков);
Пароход «ЕЛЕНА».
Построен в г. Коломне на заводе КСМЗ в 1896 году. Мощность 320 л.с.,
скорость 18 км/час, вместимость до 400 пассажиров, грузоподъемность 120
т., Курсировал по реке Оке, владелец – А.В.Качков
Команда парохода «Елена»
Для просмотра в лучшем качестве кликните по изображению.
(Фото предоставлено Ляминым Вадимом Георгиевичем, восстановлено в 2009
г. Н.Г.Зиновиным)
«Александр» (капитан – П.А.Лесков, помощник
– И.Т.Николаев, помощник – И.Т.Николаев, – И.Т.Николаев, касир –
В.Я.Пилин);
«Касимов» (капитан – Н.И.Шехаев, помощник – Я.Е.Медведев, кассир –
И.В.Колосов);
Пароход «КАСИМОВЪ»
Построен в г. Кунгур на заводе Гакса в 1873 году. Мощность 240 л.с.,
скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т., Курсировал по реке Оке
«Рязань» (капитан – А.Д.Попов, помощник – Ф.Н. Щепкин, кассир –
Котельников);
Пароход «РЯЗАНЬ»
Построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1899 году. Мощность 240 л.с.,
скорость 15 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 350
пассажиров. Владелец – А.В.Качков. Курсировал по реке Оке.
«Новик» (капитан – К.М.Скурыгин, помощник –
В.М.Николаев, кассир – П.О.Тюрин);
«Дедушка Крылов» (капитан – А.П.Батуров, помощник – А.М.Брагин, кассир –
Лебедев);
Пароход «ДЕДУШКА КРЫЛОВЪ»
Построен в г. Нижнем Новгороде на заводе Яковлева в 1893 году. Мощность
200 л.с., скорость 16 км/час, грузоподъемность 100 т., вместимость до
350 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.
«Качков» (капитан – В.А.Топорков, помощник –
М.Н.Королев, кассир Д.Д. Кочкарев);
Пароход «КАЧКОВЪ»
Построен в г. Муроме в 1893 году. Мощность 160 л.с., скорость 14 км/час,
грузоподъемность 100 т., вместимость до 250 пассажиров. Владелец –
Качков. Курсировал по реке Оке.
«Ерахтур» (капитан – М.Н.Коноплев, помощник
– В.Г.Гебен – штрентер, кассир – П.Г.Сорокин);
Пароход «ЕРАХТУРЪ»
Назван в честь родины Александра Викуловича Качкова – села Ерахтур Касимовского уезда. Построен в г. Муроме на заводе Валенкова в 1896 году. Мощность 160 л.с., скорость 14 км/час, грузоподъемность 120 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.
«Нижний Новгород» (капитан – А.П. Баранов,
помощник – В.И.Скатов, кассир – Корнишин);
Пароход «НИЖНИЙ НОВГОРОДЪ»
Построен в г. Нижнем Новгороде на заводе Яковлева в 1890 году. Мощность 170 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т., вместимость до 250 пассажиров. Владельцы – наследники Качкова. Курсировал по реке Оке.
«Быстрый» (капитан – В.М.Тальников, помощник
– Ф.Т.Николаев, кассир – А.Ф. Шкаранов);
«Проворный» (капитан – А.А.Алексеев, помощник – М.П. Данилов, кассир –
М.М.Воеводкин);
«Варяг» (капитан – Н.Д.Николаев, помощник – А.А.Ильичев);
«Товарищ» (капитан – А.Е. Демашов, помощник – Я.Ф. Глазов);
«Внук Николай» (капитан – А.А.Сомов, помощник – Д.Н. Минкин);
«Дмитрий Донской» (капитан – М.Ф.Чустов, помощник – А.С.
Колобанов, кассир – А.П.Самгин).
Пароход «ДМИТРИЙ ДОНСКОЙ»
Принадлежал елатомскому
пароходчику А.П.Самгину. Построен в г. Кунгур на заводе Гакса в 1872
году. Мощность 240 л.с., скорость 15 км/час, грузоподъемность 100 т.,
пасс. до 232 чел. Курсировал по реке Оке.
Пассажирский пароход «Дмитрий Донской»
работал в линии пароходства «Наследников Качкова», курсировавших по
линии Рязань Нижний Новгород, отдавая 40% выручки Качкову Александру
Викуловичу за использование пристаней и права работать на линиях, так
как Качков был монополистом на Оке.
Пристань Качкова в г.Муроме. Почтовая открытка XIX века.
Елатомская пристань на Оке. Рисунок из путевых зарисовок художника А.М.Лаптева. 1927 год.
В том же 1914 году еще один пароход компании А.В.Качкова «Густав Струве» был сдан в аренду обществу «Кавказ и Меркурий» сроком на две навигации.
Купцам Зворыкиным принадлежали пароходы:
«Николай» (1904 год постройки; после
революции назывался «Ленин», с 1922 г. – «Муром», с 1929 г. –
«Декабрист», с 1949 г. – «А.Н.Островский»);
«Зворыкин» (1894 г.; ходил по маршруту Н.Новгород – Рязань), «Владелец
Зворыкин» (1895 г.; ходил по маршруту Муром – Н.Новгород; с 1919 г.
переименован в «Емельян Пугачев»; списан в 1945 г.);
«Владимир» (1896 г.; с 1922 года переименован в «Лейтенант Шмидт», затем
– в «Пролетарий»; с 1932 года ходил по Северной Двине; списан в 1950
г.);
«Надежда» (сведений о постройке не имеется).
На палубе парохода. Фрагмент фото из архива Поповых.
Цветное фото Прокудина-Горского 1912 г. Грузовое судно одной из российских пароходных компаний.
Copyright © Н.Г.Зиновин 2007. All rights reserved.