ЮРИЙ
ЯКОВЛЕВИЧ
ЛЕМАН
Юрий
Яковлевич Леман
родился 21 февраля (5
марта по новому стилю) 1834 года в городе Елатьма
Тамбовской губернии в дворянской семье
(см. письмо
Ю.Я.Лемана П.М.Третьякову).
До 1849 года он воспитывался в
Московском Александрийском сиротском институте, затем служил
чиновником канцелярии департамента Правительствующего Сената в
Москве.
Учился в Императорской Академии
художеств (1850-1863 гг.) на средства Московского Воспитательного
дома.
В 1862 за картину «Прощание с
женихом» награжден малой золотой медалью. Участвовал в конкурсе на
большую золотую медаль, но медали не получил. Во время учебы в ИАХ
выполнял заказы на акварельные портреты с натуры.
В 1863 окончил ИАХ со званием
классного художника 1-й степени, присужденного за 5 замечательных
акварельных портретов.
Жил в Санкт-Петербурге. В 1860-е
занимался ретушированием и раскрашиванием фотографических портретов
для фотографических ателье А.И. Деньера и С.Л. Левицкого.
С 1866 жил преимущественно в Париже. Переехав в Париж, первые три
года работал ретушером и писал акварельные портреты по фотографиям.
С конца 1870-х приобрел известность
своими женскими портретами и головками в великосветских кругах
Парижа.
Поселившись в Париже, писал почти
исключительно дамские портреты, головки и полуфигуры молодых женщин.
Многие из его произведений этого рода появлялись на выставках
товарищества передвижников. В музее Александра III - его «Дама под
вуалью»,
в Третьяковской галерее – «Дама в костюме времен
Директории» (1881 г.)
и «За рукодельем» (1887 г.).
Представляет интерес впечатление
строгого (особенно в отношении западных художников) отечественного
критика В.В. Стасова об одной из работ Ю.Я. Лемана на выставке
передвижников: «Прекрасный этюд или портрет прислал из Парижа один
русский художник, ... г. Леман. Прошлым летом, на всемирной
выставке, в нашем отделе, было два портрета, оба женских и премилых,
но тот, что теперь прислан в Петербург и называется «Дама в костюме
времен Директории», превосходит их всех грацией позы и улыбающегося
личика, а также превосходным, очень элегантным (впрочем, без всякого
сахара и преувеличения) письмом лица, шеи, груди, обнаженных рук и
розового атласа на платье и старинной шляпке с громадными, выгнутыми
полями. Нельзя не засвидетельствовать, все члены передвижных
выставок искренно радовались на внезапный, совершенно нежданный,
негаданный успех сотоварища, до сих пор малоизвестного, и глазами
учились приемам его изящной французской техники».
Автор «Дамы в костюме времен
Директории» свою «оригинальную технику скрывал, не работал в
присутствии других», портреты писал очень медленно по 30 сеансов,
работал, «сидя верхом на стуле», специально заказывал себе
чрезвычайно длинные кисти, «держал их за самый конец вытянутой рукой
и как бы тыкал ими в полотно, сперва нацелившись; краска ложилась
шлепком, и в тот же момент Леман быстрым движением соединял
положенный тон с рядом лежащим»; «лессировок не признавал, красок
употреблял всего семь». Для такой манеры письма требовалась изрядная
виртуозность. Она позволяла воспроизводить вещи в целом без ненужных
деталей. Он выставлял небольшие серии портретов, каждый из которых
был решен в определенном ключе, иначе говоря составлял своего рода
«портретные букеты».
Во второй половине 1870-х годов в
течение нескольких месяцев работал в Англии, где исполнил ряд
заказных акварельных портретов.
В 1881 году ездил в Италию.
Член ОРХ с 1877 года, член
товарищества передвижных художественных выставок с 1881 года.
Ю.Я.Леман писал не только портреты, но и жанровые композиции,
пейзажи.
Малая известность в наше время, да и
во второй половине XIX века в России портретиста Ю.Я.Лемана вполне
объяснима. Много более художник был известен в Париже, где он
обосновался после окончания Академии художеств.
Дом в Париже, где жил и
работал Ю.Я.Леман.
Фото из экспозиции Елатомского краеведческого музея.
В годы ученичества Ю.Я.Леман уже выставлял на академических
выставках свои портреты, которые пользовались успехом. Женские
портреты принесли ему быструю известность и во Франции. Связь с
родиной он не прерывал, присылая своих очаровательных француженок на
экспозиции Товарищества передвижных художественных выставок.
Поскольку кисти Ю.Я.Лемана принадлежит портрет
молодого П.И.Чайковского, можно предположить, что он был
достаточно близко знаком с этим великим русским композитором.
Портрет П.И.Чайковского
Портрет
художника Ю.Я.Лемана
"Портрет молодой женщины в
шляпе".
Азербайджанский государственный музей искусств Р.Мустафаева (Баку).
В 1888-1889 годах Ю.Я.Леман жил в
Москве. В связи с болезнью глаз в 1898 году вынужден был
окончательно вернуться в Россию. В последние годы жизни практически
не работал.
Скончался Ю.Я.Леман 10 августа 1901
года и похоронен в Санкт-Петербурге.
Надгробие Юрия Яковлевича
Лемана
на
Смоленском православном кладбище
Санкт-Петербурга.
Вернуться к
тексту
|